Текущее время: Вт дек 11, 2018 5:24 pm   
 
* Вход   * Регистрация * FAQ    * Поиск
 

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Кризис учит
СообщениеДобавлено: Пт дек 26, 2008 12:47 am 
Не в сети
Сторонник социализма
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 20, 2006 12:51 pm
Сообщения: 2423
Откуда: Москва
Кризис учит многому. В частности, учит тем, что вдребезги разбивает благостные иллюзии о «единстве народных интересов», питаемые как властью, так и оппозицией. Возьмем, к примеру, два популярных левопатриотических лозунга:
1. Поддержим отечественного товаропроизводителя!
2. Поддержим малый и средний бизнес!
Абстрактно звучит замечательно! Но в конкретной социально-экономической ситуации современной России эти лозунги вступили друг с другом в острое противоречие.
Так, в кои-то веки, – кажется, впервые за 9 лет своего существования – правительство Путина озаботилось судьбой не сырьевого, а обрабатывающего сектора российской промышленности и решило поддержать отечественного бракодела. Речь идет об автопроме. Сегодня он попал в тяжелейшую ситуацию. После нескольких лет потребительского бума и беспечного существования продажи автомобилей стали стремительно снижаться. Начиная с октября спрос упал уже на треть по сравнению с сентябрем. Пессимисты предрекают, что в будущем году продажи могут сократиться наполовину. Вопрос в том, из чего сложится эта половина.
Объем российского авторынка составляет свыше 60 миллиардов дол­ларов в год. Что и говорить, кусок лакомый. Для сравнения, он в полтора раза больше суммы годового экспорта российского природного газа. Структура же рынка (в тысячах штук) и его эволюция таковы:

Изображение

Таким образом, за три года кредитно-потребительского бума спрос на автомобили вырос почти в два раза, а отечественное их производство, включая отверточную сборку иномарок, возросло лишь на 10,6%, потеряв и без того не очень уверенную первую позицию. Ясно, что это результат полнейшего благодушия, которое в годы подъема изображало собой «прогресс», а ныне изображает «бедную родственницу», активно требующую себе госпомощи. И госпомощь не заставила себя ждать, тем более что просителями являются такие уважаемые лица, как друг Путина С.Чемезов (глава КамАЗа) и бывший, хотя и не друг, но все же вице-премьер Б.Алёшин (глава ВАЗа).
Правительство прибегло к следующим мерам поддержки: прямая финансовая помощь из госбюджета, Стабфонда и золотовалютного резерва, стимулирование спроса путем субсидирования покупки и доставки «Жигулей» на Восток страны, пересаживания госчиновников на… а бог его знает, на что, но обязательно отечественное. (Помнится, вице-премьер Немцов пересаживал чиновников на «Волги».) И, наконец, драконовские протекционистские меры против импорта.
Однако повышение импортных пошлин имеет несколько «специфический» характер. Из статистики видно, что рынок вырос преимущественно за счет новых иномарок (88,5% всего прироста). Но на эту категорию импортируемых машин пошлины как раз и не повышены. Зато они взлетели на подержанные иномарки. Согласно постановлению правительства № 943, в январе иномарка 2003 года выпуска с полуторалитровым двигателем подорожает на 3300 евро, а с трехлитровым двигателем – на 9000 евро. Ясно, что тем самым данная ниша авторынка ликвидируется практически полностью. И нетрудно понять, почему.
Никаких конкурентных преимуществ, которые позволили бы удержаться на плаву, у нашего автопрома не имеется. Отвратительное качество отечественных легковушек общеизвестно. Они первые кандидаты на вылет с рынка, а российские автозаводы – на закрытие. Поэтому протекционистский удар направлен на ближайшего конкурента – подержанные иномарки. Во-первых, они сегодня конкурируют с продукцией отечественного автопрома по соотношению «цена–качество». И, во-вторых, завтра они будут столь же жестко конкурировать на вторичном рынке с подержанными машинами уже «внутрироссийского» происхождения, проданными пару лет назад в автосалонах. Для защиты салонов Госдума срочно освободила такие продажи от НДС.
Все это хорошо, если судить по учебнику знаменитого теоретика госкапиталистического регулирования Дж. Кейнса. Но если судить по жизни, то новоявленное российское кейнсианство одним росчерком премьерского пера обрекло на ликвидацию целую отрасль «малого и среднего бизнеса», специализирующуюся на челночном импорте в страну подержанных иномарок. Эта отрасль сосредоточена в основном в портовых городах – в меньшей мере в Калининграде, в большей – во Владивостоке. Она кормит десятки, а то и сотни тысяч человек, не имеющих никаких других источников существования. Естественно, что в портах это никому не понравилось, и 14 декабря начались протесты, продолжающиеся с разной степенью интенсивности по сей день в форме пеших и «колесных» демонстраций.
Но в то же время в Тольятти и Ульяновске прошли митинги официальных профсоюзов против провоцирующей беспорядки «кучки жуликов», как их назвал курирующий промышленность вице-премьер Сечин. Налицо противоречие: то, что выгодно хозяевам АвтоВАЗа и, косвенно, его работникам, совсем невыгодно мелкому буржуа, «челноку» из Владивостока.
Как же отреагировало на обострение этого противоречия наше правительство? Исключительно патриотически! «Поддержать отечественного товаропроизводителя» во Владивосток прилетели 21 декабря несколько взводов московского ОМОНа «Зубр» (командир – первый замначальника Центра оперативного руководства деятельностью специальных подразделений милиции, генерал-майор Иванин) и показали мелким буржуа, где раки зимуют. Очень познавательно было следить в Интернете в режиме реального времени за ходом побоища в столице Приморья по владивостокским интернет-форумам. Несколько выводов из наблюдений.
Оказывается, наших дальневосточных сограждан жареный ОМОН по-настоящему еще не клевал. Они просто не представляли себе, что это такое. Отсюда в сообщениях сплошь «ужас!», «кошмар!», «беспредел!». А на самом деле описывались вполне «невинные» ментовские штучки – избили, повинтили, посадили, – на которые ненавидимая дальневосточниками «Маськва» не обращает внимания аж с ноября 1991 года. Ребята, а из танков в вас пока не стреляли? Ах, как было занятно смотреть на стрельбу по телевизору! Теперь же вы сами ждете приезда съемочной группы CNN, как манны небесной, дабы она открыла всему миру глаза на беспредел. Вот теперь и «маськвичи» посмотрят, как вас метелят, развалясь с пивком перед телеящиком.
Далее следует отметить изначальную, почти паническую боязнь «политики» и полное недоверие протестантов ко всем политическим партиям без исключения. Мы, мол, боремся за свой кусок хлеба, а политикой нисколько не интересуемся. На 21 декабря Компартией РФ были повсеместно заявлены (и согласованы властями) митинги и пикеты, в лозунгах которых была заявлена и поддержка требований автомобилистов. Ничто, кроме заскорузлых предрассудков, не мешало им воспользоваться легальными возможностями и тем самым придать своему протесту действительно всенародный характер. Но они бежали от них, как черт от ладана. Да еще обвиняли коммунистов в желании «примазаться» и «попиариться» за чужой счет.
Однако в течение короткого дня политический индифферентизм стал быстро улетучиваться. Выяснилось, что ОМОН – не только лучший коллективный избиватель, но и эффективный коллективный пропагандист и агитатор, а также организатор. Он только ускорил разочарование в правительстве и его главе. От чисто экономических требований протестующие перешли к политическим: «Требуем отставки правительства РФ!» От разрозненных стихийных выступлений они переходят к организованным действиям с использованием самых современных средств коммуникации.
Последнее ярко проявилось на акции в Калининграде, отделенном от Владивостока восемью часовыми поясами. Эти 8 часов не были потрачены зря – калининградцы внимательно изучили опыт Владивостока, сделали соответствующие выводы и оперативно распространили их через Интернет. Акция получилась более организованная и политизированная, с участием разных партий – от КПРФ до «Яблока».
Отсюда следует, что не в пошлинах самих по себе суть дела, а в политических и экономических условиях, без изменения которых ни о каком «единстве народных интересов» и речи быть не может. Кризис учит этому медленно, но верно.


Александр ФРОЛОВ.
http://www.sovross.ru/modules.php?name= ... e&sid=4389


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Rambler's Top100