Текущее время: Пн июн 25, 2018 2:35 pm   
 
* Вход   * Регистрация * FAQ    * Поиск
 

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Наука - или религия?
СообщениеДобавлено: Пт дек 05, 2008 11:22 pm 
Не в сети
Сторонник социализма
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс авг 20, 2006 12:51 pm
Сообщения: 2423
Откуда: Москва
Наука - или религия? В защиту науки как ведущей формы общественного сознания
05.12.2008 Беляев Г.Ю.

Сегодня, более чем когда-либо, актуализируется проблема онтологии и гносеологии, природы научного познания, сути науки, ее мировоззренческого кредо. Эти вопросы, непосредственно вытекающие из исследовательской программы "Материализма и эмпириокритицизма", определят и социальное движение человечества в XXI веке. Сейчас важно вновь проанализировать смыслы и соотношение ведущих форм общественного сознания, подверженных массе тривиальных идеологических спекуляций.

Наука - особая форма общественного сознания, определяющая содержание образования эпохи Нового времени, ведущий способ познания мира, влияющий на формы, средства и способы социализации подрастающего поколения. Следует особо подчеркнуть принципиальное отличие научного типа рациональности от рациональности обыденного общественного сознания. Исторические типы научной рациональности дополняют друг друга по всем законам диалектики. Наряду с философией, искусством, религией, магией, наука представляет собой одну из форм общественного сознания. В начале XXI века снова приходится разъяснять, что наука не является ни магией, ни религией, ни искусством, ни философией. Личная вера каждого может вполне уживаться с индивидуальной научной деятельностью. Но, как социальная практика и как форма общественного сознания, наука не может содержательно соединиться с верой, наука просто исчезнет от подобной амальгамы веры и науки. От их смешения или слияния взрыв культуры неизбежен. Пример - официоз оккультной "арийской физики" или религиозной идеологии ВельтАйслера в нацистской Германии.

Недопустимо приравнивать атеизм, тем более научный атеизм - к вере. Эта, по сути конъюнктурно-идеологическая подмена, имеет давнюю историю. Но то, что было объяснимо в эпоху младогегельянцев - совершенно недопустимо сегодня - это негативно скажется и на рассудке общества. Наука связана с философией общенаучными принципами и нормами, формами и процедурами исследования. Философия научного знания правомерна (например, философия образования, философия науки). Наука - форма общественного сознания, которая существует в форме непрерывного отрицания отрицания, диалектического обновления процедур верификации эмпирического опыта и теоретического обобщения. Наука - не искусство. Наука оперирует логикой символов, мета-языком кодированного отражения объективной реальности (математический аппарат Нового Времени). С рождением парадигмы науки истина перестала быть тождественной догме - в этом заключается великое достижение мировой человеческой цивилизации. Принцип сомнения не тождественен принципу веры. Гипотеза - ересь для любого культа.

Религия - форма общественного сознания. Философия - форма общественного сознания. Религиозной философии не существует. Существует теология (богословие) как часть религиозного сознания, религиозный модернизм, фундаментализм и т.д. К философии (например, идеалистической) теология отношения не имеет. Магия - не религия, а форма фетишизма, разновидность более архаичной, чем религиозная, формы общественного сознания. Процедуры и ритуалы фетишизма в наши дни реанимированы в деятельности экстрасенсов, колдунов, астрологов и гадалок. Этот квазиренессанс социального шаманизма спровоцирован искусственно и имеет вполне понятные идеологические причины. Оккультизм - не наука, не религия, не философия, и даже не магия, а синкретическая форма общественного сознания, культурно-генетически исходящая из такого первобытного явления, как анимизм, веры в объективное существование духов, гениев места и времени. Оккультизм - эклектика переосмысленных форм архаической мистики. Искусство (все его виды) оперирует системами образов и использует принципиально иной, отличающийся от научного язык описания реальности, как объективной, так и субъективной. Религиозная "наука" ("научный" креационизм или сайентология) - это социально-идеологический повтор роли "служанки богословия". Религиозный модернизм, направленный на диалог с наукой, бесперспективен. Ни естественные, ни, тем более, социальные науки не могут найти опоры ни в одной религии, включая буддизм. Вопреки расхожему в популяризаторских кругах мифу Фритьофа Капры, современная физика не черпает своих представлений из "ведической науки", канонов индуизма, из буддистских сутр или из коанов дзен.

Каждая религиозная организация - структура, призванная обеспечить тоталитарное сознание ее сочленов. Каждая религия утверждает свою единственную истинность, авторитарно противопоставляя себя - свою веру как особую форму общественного сознания всем прочим. Такое состояние является для религиозного сознания нормой, а отнюдь не исключением. Диалог религий возможен только на формально-дипломатических основаниях. Диалог науки открыт на всемирном уровне. Каждая конфессия стремится представить собственную эклектичность как нечто целостное, абсолютно противопоставленное всем остальным "неподлинным", "безблагодатным", "неистинным" с их точки зрения религиозным организациям. Каждая наука приглашает к дискуссии. Гипотеза не равна вере, догмат культа не равен научной аксиоме. Аргументация от открытий науки в пользу доводов веры - вполне современный прием и подход модернизированного богословия. В этом случае от науки остается лишь формальная схоластическая шелуха (вроде дарвинизма без эволюционного антропогенеза или морфологии с позиций "научного" креационизма). "Синтез" веры и науки порождает странные гибриды общественного сознания, когда под терминами "космос", "антропология", "энергия", начинают подразумеваться совсем разные предметы и несовместимые друг с другом смыслы, например "духовный космос", "тонкая энергетика" и прочие наукообразные мутанты. В итоге, "материя исчезает", но только в голове человека, препарирующего науку под грубый социальный шаманизм. На смену либеральному религиозному модернизму в общество прорывается религиозный фундаментализм - реакционный и воинствующий тоталитарный теизм.

Вне науки, вне философского материализма, вне диалектико-материалистической традиции науки - нет адекватной социальной практики, приемлемой для успешного решения тех задач, тех глобальных проблем, на освоение которых вышло, выходит и выйдет сегодня человечество.
http://www.comstol.ru/Ob/2008/142.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб дек 06, 2008 3:31 am 
Не в сети
Участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн фев 21, 2005 11:40 am
Сообщения: 1622
Откуда: Магадан
ВВВНП
Цитата:
Вне науки, вне философского материализма, вне диалектико-материалистической традиции науки - нет адекватной социальной практики, приемлемой для успешного решения тех задач, тех глобальных проблем, на освоение которых вышло, выходит и выйдет сегодня человечество.



А.Г.
Но топтание науки (низведение до обслуживания, а не критерия), очень удобно для "социальных практик капитализма".
Понятно, что он регулярно обгаживается и падает в свое же дерьмо, но устройство до поры до времени, еще позволяет ему спекулятивным образом существовать (как принципу отчуждения ПС), порождая смерть и сумасшествие в человецех.

Очень хорошая, ясная статья.

_________________
Vale


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Rambler's Top100